ИНФОРМАЦИЯ

ON-LINE



Благоустройство дорог от Древнего Рима до нынешних времён

В истории цивилизации первыми, кто построил сеть по-настоящему благоустроенных дорог, стали римляне. В дохристианские времена империя покрылась сетью прямых и широких дорог. Две с половиной тысячи лет назад в Древнем Риме уже существовали строительные нормы. В соответствии с ними дороги должны были иметь ширину от 2,5 до 5 метров. Они имели ровное каменное покрытие, укреплённое по краям бордюрным камнем. Римляне первыми наладили массовое производство дорожного бордюра. Улицы самой столицы были почти полностью мощёными. После падения великой империи инженерное искусство было надолго забыто европейцами. Только в позднее средневековье в крупных городах появились мощёные дороги. На территории Древней Руси более доступным материалом стало дерево. По археологическим данным, тротуары Новгорода XII века имели ровные деревянные мостовые. Характерно, что разделение на пешеходную и проезжую зоны появилось в европейских городах лишь столетия спустя.

 

До конца XIX — начала XX века основным материалом для мощения оставался камень — брусчатка либо булыжник. В Голландии самым любимым материалом был клинкерный кирпич, но стоимость его весьма высока. Первые эксперименты с асфальтовым покрытием начались в 1830-ых годах во Франции. Уже в 1839 году в Санкт-Петербурге, который старался не отставать от Парижа, был изготовлено асфальтовое покрытие тротуара длиной 45,5 саженей. Один квадратный метр покрытия обходился в целых 14 рублей, что было непомерной ценой. Гранитная мостовая стоила на порядок дешевле. Стоимость обуславливалась несовершенством технологии и, главное, дороговизной натурального битума.

Впервые небольшой экспериментальный участок дорожного покрытия из литого асфальтобетона был изготовлен в 1876 году в США. Новый тип асфальта был получен искусственным путём из нефтяных битумов. Тогда же в Голландии впервые была изготовлена бетонная тротуарная плитка, купить её по разумным ценам стало возможным только в середине прошлого века, когда технология производства была усовершенствована.

Для середины XX века наиболее характерным дорожным материалом явился асфальтобетон. Этот материал и поныне превалирует на проезжих частях дорог. А вот на пешеходные зоны, въезды и стоянки с неинтенсивным движением возвращаются традиционные виды дорожного покрытия. Это различные породы камня, клинкерный керамический кирпич. Наиболее прочный камень — гранит, наименее — песчаник. Песчаник применяется на пешеходных дорожках с низкой интенсивностью движений. Имеет слоистую структуру, подобно песчанику, более прочный кварцит. Натуральные материалы недёшевы. Там, где бюджет не позволяет купить гранитную брусчатку, применяют бетонную тротуарную плитку. Производители предлагают изделия разнообразнейших форм и цветов.