ИНФОРМАЦИЯ

ON-LINE



Контейнерооборот портов России сокращается

Объемы перевалки контейнеров в российских морских портах, по информации Ассоциации морских торговых портов, продолжают снижаться. Если за первое полугодие 2015 года этот показатель снизился относительно того же периода предыдущего года на 15,3% и составил 19,9 млн тонн, то по итогам восьми месяцев нынешнего года снижение достигло 26,2%.

Конъюнктура морских грузоперевозок в российских портах ухудшилась в начале 2015 года из-за кризиса и санкций. Более всего пострадал именно контейнерный сегмент. Основное падение контейнерооборота пришлось на перевалку и импорт порожних контейнеров.

Сокращение контейнерооборота произошло во всех бассейнах России, за исключением Арктического бассейна, порты которого увеличили перевалку контейнеров в течение восьми месяцев 2015 года на 6,8% в сравнении с тем же периодом прошлого года.

При этом в портах Дальневосточного бассейна показатели снизились на 23,4%, Азово-Черноморского – на 19,6%, Каспийского – на 8,7%. Порты Азово-Черноморского бассейна пострадали от уменьшения контейнерного грузопотока менее остальных. Часть товаров из Евросоюза, которые попали под санкции, была заменена продукцией из Пакистана, Египта, Южной Африки и Бразилии. Эксперты считают, что на негативную динамику контейнерооборота оказало влияние ослабление курса рубля, отрицательно сказавшееся на покупательной способности населения.

По словам руководителя ДП ТО Новороссийский ООО «Гестион» Ларисы Солдатовой, если рассмотреть структуру импортного грузопотока детально, то в 2015 году по сравнению с предыдущим годом увеличились объемы перевозок скоропортящихся грузов. Поэтому объем перевозок генеральных грузов сократился еще больше. В этом процессе ключевую роль играет укрепление доллара, поскольку импортная продукция существенно подорожала, и объемы ее потребления неизбежно падают. В то же время стоимость отечественных товаров стала более привлекательной для импортеров из других государств, они начали их закупать более активно, отсюда увеличение объема перевозимых грузов в экспорте.

Глава направления Fresh компании FM Logistic Александр Дьяконов полагает, что надо учитывать процесс импортозамещения, который сейчас идет в связи с эмбарго. Грузопоток сместился – товары везут из Азии. Участники рынка считают, что в перспективе порты Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов за счет модернизации и расширения инфраструктуры, вероятнее всего, все же перетянут на себя некоторую долю грузов в контейнерах, которые прежде шли через порты, расположенные в Балтийском бассейне. В настоящее время на рынке контейнерных перевозок конкуренция обострилась не только между бассейнами, но вдобавок и между участниками рынка.